Внимание
  • Lack of access rights - File '\C:\DOCUME~1\1\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.png'
  • Lack of access rights - File '\C:\DOCUME~1\1\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.png'

Ученые НИУ ВШЭ совместно с коллегами из США доказали, что не надо упрощать школьную математику.

Сотрудники международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров, Татьяна Хавенсон, научный руководитель лаборатории, заслуженный профессор Стенфордского университета Мартин Карной, ведущий научный сотрудник лаборатории, профессор Стенфордского университета Прашант Лоялка и заслуженный профессор Мичиганского университета Уильям Шмидт выяснили, что девятиклассники, которые решали больше задач по алгебре и геометрии, лучше справлялись и с другими заданиями по точным наукам. Такие ученики набрали больше баллов в математическом тесте международного мониторинга школьной грамотности PISA. Таким образом, российско-американская команда исследователей доказала, что упор на "формульную" (то есть формальную) математику в школьном курсе — весьма разумное решение. Результаты работы были опубликованы в престижном международном научном издании AmericanEducationalResearchJournal.

В обществе популярно представление о том, что курс математики в старших классах слишком сложен, поясняют в пресс-службе НИУ ВШЭ. Зачем столько "чистой" математики — алгебры и геометрии, к чему эти лабиринты формул, недоумевают родители. Нужно решать задачи, которые пригодятся в реальной жизни, полагают они.

По словам Андрея Захарова, одного из авторов исследования, российскую школу "часто обвиняют в преобладании формальной математики»" в ущерб прикладным задачам. Такое "наукообразное" построение программы часто считают причиной невысоких результатов российских учеников в тестах PISA, в которых много внимания уделяется умению школьников решать задачи из реальной жизни. По итогам тестов российскую школьную программу обычно критикуют. Курс математики считают оторванным от жизни, абстрактным. Сторонники этой точки зрения советуют перенять опыт финского образования, которое акцентирует прикладную математику.

Российско-американская научная группа опровергла подобные рекомендации. Ученые выяснили, что работа с формальной математикой наиболее важна для успехов в математическом тесте PISA.

"Те дети, которые на уроках чаще решают задачи этого типа, в целом показывают более высокие результаты теста, чем школьники, чьи учителя делают акцент на прикладных задачах", — цитирует Андрея Захарова пресс-служба вуза.

Алгебра и геометрия учат детей грамотному математическому мышлению. Таким ребятам проще решать и задачи других типов.

Увеличение числа прикладных задач понижает результаты учеников в PISA, выяснили исследователи. Если учитель делает акцент на заданиях по формальной математике, баллы у детей растут.

"Больше прочих от фокусировки на прикладной математике страдают отличники, — говорит Захаров. — И они же больше остальных выигрывают в баллах от сосредоточения на формальных заданиях".

Для "середнячков" выгодной стратегией будет акцент на текстовых задачах. Так их баллы в PISAповысятся. А вот для слабо успевающих ребят такая политика неэффективна. Более того, обилие прикладных задач в программе снижает их баллы сильнее, чем у их более успешных сверстников. "При этом для таких учеников упор стоит сделать не на содержании курса по математике, а на характеристиках учителя", — добавил исследователь.

По информации hse.ru

 

 

tags