Ну почему? Почему Финляндия?» - до сих пор раздается в некоторых странах мира, где так до конца и не могут понять феномен образовательного чуда этой северной страны. Финны иронизируют и, где бы вы ни оказались - в местном образовательном ведомстве или рядовой школе, - нередко начинают свой ответ с такого же восклицания. Впрочем, для них оно звучит риторически. Кто-то уже и не помнит, с чего начался образовательный ренессанс в Финляндии, которая еще полвека назад была не самым привлекательным местом для жизни. Но каждый здесь знает главное - то, что подтверждается сегодня результатами PISA, смогло стать реальностью благодаря безграничной свободе. Такая свобода рождает отнюдь не хаос, а чувство собственного достоинства и желание сделать окружающий мир еще лучше и интереснее.

Государство
Если мы говорим об образовании, то здесь во главе угла - Министерство образования и культуры Финляндии. Чувствуете разницу? Она будет проявляться во всем.
Конечно, никогда не бывает идеальных условий и исключительно верных шагов... Вот и несколько менее позитивные результаты, которые в 2012 году получила Финляндия в ходе международных исследований, говорят о необходимости перемен.
- Последняя реформа, которая прошла в финском образовании, позволила нам сфокусироваться на том, чтобы ребенок мог ощутить радость от учебы, - рассказывает Кристина Волмари, доктор наук, начальник отдела статистики и международных дел Главного управления образования Финляндии. - И мы вновь увеличили долю уроков, скажем так, неакадемической направленности. Я говорю, например, об искусстве и физкультуре. Да, у нас по международным показателям все не так радужно, как прежде, но мы решили не отзываться на эти негативные тренды увеличением часов математики, естественно-научных предметов, чтения, как это сделали другие страны. Мы до сих пор уверены в том, что, делая упор на предметы для общего развития, мы движемся в правильном направлении.

Основным документом, касающимся в Финляндии содержания школьного образования, является Базовый национальный учебный план. Его новая редакция вступила в силу в августе этого года и не просто закрепила метапредметность как обязательный элемент обучения, но и обозначила поворот к так называемому обучению на основе явлений (phenomenon-basedlearning), который должен произойти к 2020 году. Это означает, что теперь вместо обычных уроков математики, истории и других предметов их элементы будут изучаться в рамках какого-либо явления - например, глобальной миграции, работы ресторана или телевизионного выпуска новостей...
Образование в Финляндии всегда являлось приоритетом, поэтому неудивительно, что доля расходов на него в бюджете страны - порядка 12%. А в процентах от ВВП еще в 2011 году доля образования составляла 6,8%. Тем не менее при таких финансовых вливаниях эта сфера, как отмечают в Главном управлении образования Финляндии, остается неполитизированной. Здесь не могут даже помыслить о том, чтобы курс образовательных реформ сменился вместе с кабинетом министров. Невозможно навязать и свою волю сверху, тем более в вопросах, касающихся содержания образования. По словам Кристины Волмари, это обусловлено высокой децентрализованностью принятия решений: очень многое отдано на откуп муниципалитетам и самим школам, вплоть до финансирования своей деятельности. В итоге 75% расходов на образование покрывают именно муниципалитеты.


Доверие здесь - естественная практика на всех уровнях управления образованием. Никакой единой системы аудита и систематических проверок, никакой общенациональной системы оценки качества знаний. В Финляндии больше сосредоточены на процессе обучения, нежели на фиксировании его результатов     

Подробнее здесь

https://newtonew.com/overview/collection-about-thinking