Автор Трусова Л.В., учитель ИЗО МОУ "Семиозерская средняя общеобразовательная школа"

Пояснительная записка
Настоящая методическая разработка представляет собой тематический блок «Ис-кусство геральдики», включающий в себя 4 урока изобразительного искусства в 5 классе по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», тема четверти – «Декор, человек, общество, время». Обучение ведётся по программе Б. М. Неменского, частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем. Так, например, геральдическое ис-кусство представлено в программе двумя уроками, что показалось мне не достаточным.
Основной целью разработанных мною уроков является ознакомление детей с азами этой интереснейшей дисциплины.
Язык геральдики появился в 11 столетии и живёт до сих пор. Он был хорошо зна-ком нашим предкам. Каждый образованный человек должен знать несколько языков, и язык символов – яркий, образный, красивый и богатый – может стать одним из них. Изу-чение геральдики поможет ребятам дополнить знания, полученные на уроках истории, сделает более доступным постижение мировой истории и культуры.
Изображение нашего Государственного герба мы видим на фронтонах зданий, на свидетельстве о рождении, паспорте гражданина России, дипломах, на телевизионном эк-ране… Всех случаев не перечислить. Он сопровождает нас всю жизнь. Отношение к гер-бу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважитель-ным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Герб нужен, как во-площение истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма граждан и обо-значение на международной арене, как зрительный и музыкальный образ страны или го-рода.
В связи с этим возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому.
Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодёжи меняются идеалы, страдает нравственность. Изучение фамильных гербов, как составляющей данного блока, возможно, поможет ребятам узнать что-то новое об истории своей семьи.
Знать историю своей страны, своего края, значит не дать погибнуть национальному самосознанию, воспитывать любовь, преданность, верность родной земле.
Знать историю рода своего, свято хранить память о предках – значит не дать по-гибнуть в книге жизни твоей фамилии, семейным традициям, воспитывать в потомках своих уважение и глубокое почтение к генеалогии рода.
Данный учебный материал также направлен на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования; формирование интереса к предмету; развитие ху-дожественного вкуса, сенсорных способностей.
Применение на уроках созданных мной презентаций по темам помогает расширить представления учащихся об изучаемом материале.
В конце каждого урока анализируется проделанная работа; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Всегда есть желающие высказаться, выбрать лучшие работы. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки. Большим стимулом для творчества является возможность включения работ учащихся в экспонат школьного музея. На выставках в вестибюле школы ребята видят результаты работы своих товари-щей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной само-оценки результатов работ. 

Посмотреть можно здесь 

 https://docs.google.com/open?id=0B7J8sIEAaNh1SllELUhmckt0TkU

https://docs.google.com/open?id=0B7J8sIEAaNh1Qjh6aXJDaXkzMkk 

https://docs.google.com/open?id=0B7J8sIEAaNh1c0NrZHpVMFhiMlE