ОГЭ вместо ЕГЭ. Почему в Московском центре непрерывного математического образования, который с 2013 года при содействии Минобрнауки РФ готовит перечень лучших школ страны, в этом году приняли решение заменить один из критериев оценки на другой? Директор центра Иван Ященко прокомментировал «Учительской газете» это решение.
«Действительно, один из критериев оценки остался прежним – это результаты участия учеников во Всероссийской олимпиаде школьников. А второй критерий в этом году был изменен: вместо ЕГЭ было решено учитывать результаты ОГЭ - основного государственного экзамена после 9-го класса, - пояснил Иван Валерьевич. - И не потому что ЕГЭ плох как инструмент измерения качества образования. Просто для данного рейтинга предпочтительнее ОГЭ.
Использование ОГЭ расширяет круг школьников, результаты которых можно рассматривать и учитывать при создании перечня школ, их получается не 700 тысяч, а 1 100 000. И это существенно.
В это число, что важно, входят и ребята, которые после 9-го класса идут в учреждения СПО, а их, по данным статистики, до 40 процентов. Если бы мы использовали показатель ЕГЭ, а не ОГЭ, результаты этой целевой группы остались бы за бортом.
Чтобы попасть в перечень, школе не обязательно ориентировать всех выпускников на поступление в вузы. Идти в техникумы и колледжи, чтобы получить профессию, не менее престижно. Быть успешным в жизни благодаря востребованной рабочей специальности сейчас вполне реально. А значит, использование ОГЭ, а не ЕГЭ с точки зрения вектора развития школ сработает еще и на уменьшение вузоцентрической модели школы.
Кроме того, со следующего года на ОГЭ будет четыре экзамена – два обязательных и два по выбору. И это тоже плюс в сторону выбора ОГЭ вместо ЕГЭ как инструмента для оценивания успешности школ в развитии способностей учеников, подготовке их к олимпиадам и ежедневной учебе.
- А насколько корректно учитывать результаты ОГЭ, ведь в различных регионах по действующим правилам были разные шкалы выставления оценок?
- Как указано в опубликованной методике, расчет рейтинга проходил на основе перевода первичных баллов в пятибалльные отметки по единой шкале Федерального института педагогических измерений.
То, что в этом году регион мог изменять шкалу, никак не влияло на рейтинговые баллы школ. Более того, гибкая региональная шкала снижала «давление на фальсификацию результатов» на региональном уровне.
Важно отметить, что проведенный нами сопоставительный анализ показывает, что в большинстве случаев, если у школы хорошие результаты, то почти все равно как измерять ее результаты – по ЕГЭ, ОГЭ или олимпиадам – она все равно, попадет в рейтинг. В частности, поэтому результаты рейтинга этого года сопоставимы с предыдущими годами.
А вот с точки зрения ориентиров развития системы замена ЕГЭ на ОГЭ очень важна.
- А почему раньше не учитывался ОГЭ?
- Мы включаем в рейтинг только объективные, независимые от школы показатели, проверяя их на достоверность в течение не менее двух лет. Уже в 2014 году мы проводили статистический анализ итогов ОГЭ, готовились к тому, чтобы учитывать его результаты в рейтинге. Мы видим, что в этом году не только ЕГЭ, но и ОГЭ прошел без существенных статистически значимых нарушений, функционируют открытый банк заданий, единая информационная система. Все это позволило с этого года включить показатели ОГЭ в рейтинг школ.
NB!
Напомним, список 500 лучших школ России-2015 был подготовлен Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке проекта «Социальный навигатор» МИА "Россия сегодня" и "Учительской газеты" при содействии Министерства образования и науки РФ.